КТО ВИНОВАТ?
По словам Миллера, какую-либо одну причину авиакатастрофы выделить нельзя, к трагедии привело стечение обстоятельств. «Нельзя назвать одну причину катастрофы, их было несколько», — сказал он в пятницу на пресс-конференции. «Мы исследовали причины инцидента, а не то, какая (в какой степени) вина лежит на каждой стороне. Комиссия не занималась расследованием, кто виновен в катастрофе», — сказал Миллер, отвечая на вопрос журналиста о том, кто — российская или польская сторона — и в какой мере ответственны за трагедию под Смоленском.
Министр заявил также, что комиссия установила, что до крушения на борту Ту-154М не было никаких «двух сильных встрясок», то есть взрывов.
ЭКИПАЖ ДОПУСТИЛ ОШИБКИ
В польском итоговом докладе по катастрофе говорится, что одной из причин катастрофы стал поздний уход пилота на второй круг. Система предупреждения столкновения с землей TAWS не была настроена к полету, а экипаж допустил ошибки при заходе на посадку — члены экипажа игнорировали предупреждения системы TAWS, процедура ухода была сделана на 60 метров ниже допустимой. Также, согласно документу, члены экипажа не реагировали на ошибки в процессе «пробной посадки», а командир экипажа принял ошибочное решение об уходе на второй круг «в автомате», так как у экипажа не было такой возможности. Экипажу недоставало обучения на симуляторах в трудных погодных условиях, признал глава комиссии.
Кроме того, согласно содержащимся в докладе выводам, обучение пилотов спецполка Польши, обслуживающего самолеты руководства страны, не отвечало стандартам. «Ошибки в подготовке пилотов, уровень их подготовки создали угрозу проведению полетов. Контроль над их обучением был недостаточным», — говорится в докладе.
Среди факторов, оказавших влияние на ситуацию во время захода самолета на посадку, названы, в том числе, «отсутствие контроля высоты с помощью барометрического высотомера при выполнении неточного захода; отсутствие реакции экипажа на предупреждение типа pull up, выдаваемое TAWS; попытка ухода на второй круг с использованием режима работы АБСУ — автоматический “уход”».